Плата за общедомовые нужды: есть варианты

Депутат Городской Думы города Калуги Сотсков К.В.
Депутат Городской Думы города Калуги
Сотсков К.В.

Депутат Городской Думы города Калуги по избирательному округу № 13, председатель комитета по бюджетно-финансовой, налоговой и экономической политике Константин Сотсков – убежденный сторонник справедливого пересмотра расчетов за общедомовые нужды.

Свою позицию он аргументировано, с конкретными цифрами и фактами высказывал и продолжает высказывать на заседаниях комитетов, думских встречах. С недавних пор Константин Сотсков вошел в состав рабочей группы при областном Законодательном собрании по решению вопросов справедливой оплаты общедомовых нужд в городе Калуге и области.

– Тема оплаты за общедомовые нужды (ОДН) вызывает немало споров и разногласий, и это вполне объяснимо, поскольку многое тут делается в нарушение прав потребителя! Где, в каком законе сказано, что я должен платить за то, что не потребил, за жильцов, которые платят по нормативу, а на самом деле потребляют в несколько раз больше, за вороватого соседа, подчас совсем не бедного, если он в обход счетчика устроил теплые полы, обогреваемый балкон, кондиционеры во всех помещениях, камин, подогреваемый бассейн? А вы гадайте, откуда у вас тысячные счета за одну негорящую лампочку в подъезде! И какие у меня права, чтобы призвать соседа к честной жизни? – говорит Константин Сотсков.

Строка  «общедомовые нужды»  в платежном документе появилась в 2012 году, в  соответствии  с Постановлением Правительства Российской Федерации  № 354 от 06.05.2011 г., которым были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Общедомовые нужды – это коммунальный ресурс, который идет на обслуживание дома в целом и содержание имущества, признанное общедомовым.

В  сумму общедомовых нужд по электроэнергии входят энергия, потребляемая домофонами и лифтами, освещение мест общего пользования, тепловые потери внутридомовых сетей и другое; по горячей воде: внутридомовые потери в водосетях, сброс воды в стояке, на опрессовку системы отопления, на пролив системы при подготовке к отопительному сезону.

«Следует использовать гражданско-правовое законодательство!»

– Сейчас по городу идет повсеместная установка в «многоэтажках» общедомовых приборов учета за электроэнергию. Они учитывают коммунальный ресурс поставляемый в целом на дом. Но мы понимаем, что в многоквартирном доме имеется много собственников, каждый из них своей долей занимаемых площадей несет ответственность за  содержание жилья. Из поставленного энергоресурса вычитается показание индивидуальных счетчиков, а оставшаяся разница пропорционально «разбрасывается» расчетным путем на всех  собственников. В то же время утверждается, что это именно тот коммунальный ресурс, который пошел на общедомовое потребление. Это в корне неверно и несправедливо!

Мое видение: в доме должен быть установлен отдельный счетчик, через который будет учитываться коммунальный ресурс на общедомовое потребление. И вопросы сразу снимаются.

С жителями в такой ситуации нужно будет установить обычные гражданско-правовые отношения по  схеме купли-продажи: поставщик электроэнергии – покупатель-собственник. Поставщик поставил ресурс, покупатель его купил. А если не оплатил – пусть поставщик и разбирается  с конкретным недобросовестным плательщиком. В установленном договором и законом порядке. А на  сегодняшний день «ошкуривают», как липку, именно добросовестных потребителей, принуждая их платить за нерадивых граждан. 

Учёт коммунального ресурса – на контроль поставщика услуги.

– По подаче тепла в дома и учёте этого ресурса вопросов практически нет. Дом отапливается весь, и поэтому каждый собственник должен оплачивать этот ресурс в размере  своей доли в многоквартирном доме. Но по учету и оплате горячей воды вопросы есть. Например, в нашем жилом доме, где управляет товарищество собственников жилья, на вводе ресурса стоит счетчик на горячую воду. И ни разу за 12 лет  со времени установки счетчика показания на вводе в доме и индивидуальные не  совпали.

Вывод – люди, рассчитываясь за этот ресурс напрямую, не полностью производят оплату за него, и поэтому ТСЖ вынуждено доплачивать за потребленный ресурс из средств, собранных на содержание дома! Получается, что каждый собственник оплачивает эту разницу в размере своей доли в многоквартирном доме. Считаю ситуацию неправильной и несправедливой.

Этим делом  следует заниматься поставщику коммунального ресурса, в данном  случае – горячей воды. У него должны быть соответствующие рычаги воздействия, определенные в договоре поставки с каждым собственником. Если специалисты, в нашем  случае это МУП «Калугатеплосеть», видят, что по конкретному жилому дому идет недоплата, они включают рычаги воздействия. Я как-то в одном из телесюжетов на федеральном канале увидел в этом плане поучительный момент. Коммунальная компания для борьбы  с неплательщиками закупила миниатюрных роботов и пустила их через канализационную сеть к конкретным  собственникам. Роботы установили заглушки на  системе водоотведения. До взаимного урегулирования ситуации. Словом, технические возможности есть, нужно и нам в Калуге пользоваться разного рода рычагами воздействия на недобросовестных плательщиков. 

ТСЖ судилось с монополистом

– Я  считаю, что  с ГП «Калугаоблводоканал» и другими поставщиками ресурсов жители многоквартирных жилых домов должны искать варианты взаимодействия. Первый – традиционный, в режиме «платим как есть». Второй вариант, на мой взгляд, более интересен для активной части калужан. Следует дать право населению заключить  с поставщиком ресурса гражданско-правовой индивидуальный договор с каждым потребителем. Принцип тот же – платить напрямую поставщику ресурса по прибору учета. Понятно, что такая инициатива коммунальщикам может быть не интересна, но я  считаю, здесь  следует в первую очередь учитывать интересы населения. Особенно его активной части.

Возвращусь к делам нашего ТСЖ. До 2013 года в плане учета воды мы жили спокойно: у каждого собственника дома был заключен индивидуальный договор с ГП «Калугаоблводоканал», и каждый платил за потребленный ресурс. Недавно через суд поставщик ресурса доказал, что таких взаимоотношений далее быть не может. Наше ТСЖ обязывают установить общедомовой прибор учета. Схема такова: нам начисляют по общедомовому счетчику плату, а ТСЖ собирает деньги с жителей и общую сумму переводит в ГП «Калугаоблводоканал». Не понятно, почему ТСЖ этим теперь должно заниматься?

Мы видим, что после принятия Жилищного кодекса РФ была принята масса ведомственных подзаконных актов, учитывающих исключительно интересы монополистов в сфере ЖКХ, а не интересы населения! Как ни читай эти законы, всегда виноваты люди, всегда люди за что-нибудь должны, даже если не должны!!! Любой закон, если он несправедлив, вызывает недовольство и справедливое негодование у граждан, что мы сейчас и наблюдаем на примере оплаты общедомовых нужд!

Недавно на заседании рабочей группы в областном Законодательном собрании Калужской области обсуждались законодательные инициативы в этом направлении. Суть их – внести в законодательные акты Правительства РФ понятие, что такое прибор учета, учитывающий коммунальный ресурс, расходуемый исключительно на общедомовые нужды. А также, на мой взгляд, поступило революционное предложение – передать на места определение порядка начисления и взимания платежей за коммунальные ресурсы и услуги ЖКХ. То есть, дать возможность регионам  самостоятельно принимать решение – каким образом определять количество предоставляемых услуг и ресурсов для населения и определять порядок оплаты за них.

Предложение  считаю интересным, на  своем уровне – в области и Калуге местные законодатели  смогут гораздо быстрее реагировать и менять условия под реалии дня. В том числе и при решении вопросов общедомовых нужд.

5 Февраля 2015

© 2009 — 2024, Городская Дума города Калуги.

Представительный орган власти муниципального образования «Город Калуга». Официальный сайт.

Почтовый адрес:
248000, Россия, г. Калуга, ул. Ленина, д. 93.

График работы, контактная информация

Карта сайта | Политика конфиденциальности